Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №24 "Колосок" г. Назарово Красноярского края


Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 19.05.2024, 06:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Сведения об образовательной организации
Наша жизнь
Наши группы
Категории раздела
Опыт работы воспитателей [9]
Опыт работы специалистов [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Опыт работы воспитателей

Использование активного метода и развитие детей дошкольного возраста

«Использование ТРИЗ технологии в формировании монологической речи»

 Воспитание дошкольников в детском саду направлено на всестороннее развитие личности. Для меня основополагающим в педагогической деятельности является развитие речи и речевого общения, в именно монологической речи. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая, так как отличается большей развернутостью, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, наиболее точный словарь, что особенно важно при подготовке детей к школьному обучению. Мой педагогический опыт указывает на проблемы современных дошкольников в формировании монолога: у детей небольшой опыт рассказывания текстов; недостаточный активный словарь; дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.

В связи  с этим, для развития монологической речи я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приемов ТРИЗ – педагогики (Теория Решения Изобретательских Задач) (Г.С.Альтшуллер). Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать человека творческого и творящего, владеющего мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и грамотной речью.

ТРИЗ - технология позволяет решать задачи развития речи через систему творческих заданий. Суть этих заданий в том, что ребенок не получает задание в готовом виде, а вовлечен в процесс активного поиска своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. Применяя данную технологию, я опираюсь на следующие правила:

- рабочие группы детей должны быть от 2 до 7 человек;

- во время обсуждения детьми высказываются любые мысли вне критики;

- каждый участник должен высказываться, предлагать свои варианты;

- результат деятельности обязательно рефлексируется в продуктивной деятельности: сочинение, рисование.

На специально организованных занятиях по развитию речи и речевого общения в рамках программы «Истоки» у детей закладываются основные умения составлять рассказ. А во время занятий по дополнительному образованию «Маленькие фантазеры» (1 раз в неделю) я применяю приемы ТРИЗ – технологии для развития связной речи поэтапно. На каждый возрастной этап разработан проект и реализуется перспективное планирование.

1 этап (II  младшая и средняя группы). Осуществляю знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы. Также организую игры, направленные на развитие творческого воображения, в которые входят  сложные слова, слова-родственники, уменьшительно–ласкательные формы существительных, обобщающие слова, метафоры, фразеологические обороты: «На что это похоже?», «Хорошо-плохо», «Волшебные слова» и т.д. 

2 этап (старшая группа).  Использую типовые приемы фантазирования, в основе которых лежит активизация мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством: «Деление-объединение»,  «Уменьшение - увеличение», «Наоборот». Успешно применяю метод Эмпатии, разработанный У.Гордоном, в основе лежит отождествление самого себя с кем – либо или чем-либо, и, как следствие - умение сопереживать этому объекту. Обучение провожу поэтапно:

1.   Знакомство со сказкой.

2.     Воспитатель отождествляет себя с каким-либо объектом или персонажем произведения и рассказывает о себе.

3.     Каждый ребенок отождествляет себя с каким-либо объектом или персонажем произведения и рассказывает о себе. Рассказ ребенка дополняется воспитателем.

4.     Самостоятельный рассказ детей.

На данном этапе также использую метод развития воображения «Круги Луллия», с помощью ребенок учится задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо расшифровать, подключив воображение. Следовательно,  дошкольник учится составлять реальные и фантастические рассказы.

3 этап (подготовительная группа). Для развития монологической речи на данном этапе я применяю метод решения сказочных задач посредством мозгового штурма (А.Осберн). Данный метод является совершенно неожиданным у детей,  что вызывает интерес к решению сказочных задач, и расширяет словарный запас, упражняет их в подборе прилагательных к существительным.

         Особое внимание в подготовительной группе уделяю составлению детьми загадок посредством сравнений, так как данный прием способствует расширению словарного запаса. Пример: выпавший снег такой же мягкий как (подушка). При составлении загадок использую следующие модели.

Модель 1

Какой?

Что такое же?

Колючий

Еж, кактус, елка

«Как» «Но не»

Модель 2

Что делает?

Кто делает так же?

Прыгает

Заяц, мяч

«Как» «Но не»

Модель 3

Ребенок сравнивает вид объекта  с видом другого объекта (общее и разное)

На что похож?

Чем отличается?

На дом

Без окон

«Как» «Но не»

          Используя метод каталога, я включаю детей в творческое сочинительство. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей.  Данный метод учит детей составлять логически связный текст по определенному алгоритму, в котором добро побеждает зло.

         Таким образом, применение методов и приемов ТРИЗ-технологии для развития монологической речи дошкольников позволяет мне достигать положительных результатов. Так, у воспитанников подготовительной группы согласно диагностического исследования на начало уч.года умеют свободно вести диалог 68%, а к концу - 82%, умеют организовать собственную речевую деятельность  творческого характера на начало уч.года 52%, к концу - 78%, умеют грамматически правильно, последовательно и связно высказаться на начало уч.года 66%, к концу - 78%. В процессе наблюдения я отметила, что у детей появилась инициатива к речевому высказыванию, стремление придумывать новые слова, отличные от слов других детей. Структура предложений старших дошкольников стала более сложней, предложения стали распространеннее за счет описательных прилагательных, синонимов, наречий. Следует отметить, что при составлении творческих рассказов появилось многообразие сюжетов. На специально организованных занятиях по развитию речи и речевого общения воспитанники стали приводить более подробное словесное описание картин, предметов и явлений. В процессе решения проблемных ситуаций дети стали устно рассуждать, используя распространенные предложения  с использованием аргументов. Особым достижением считаю устные рассказы и пересказы текстов, сказок, этюдов, которые отличаются не только перечислением событий, подробным описанием внешнего вида, но и описанием чувств, характера персонажей.

         Таким образом, использование в образовательном процессе приемов ТРИЗ – технологии для развития монологической речи позволило не только успешно формировать навыки монологической речи, но и способствовать развитию творческому воображению, что в целом благоприятно влияет на подготовку старших дошкольников  к обучению в школе.

 

 

 

 

Категория: Опыт работы воспитателей | Добавил: Svetlana (19.10.2012)
Просмотров: 2814 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ресурсы сети Интернет
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Министерство образования Красноярского края
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Администрация города Назарово
  • Управление образованием г. Назарово
  • Друзья сайта
  • МАДОУ № 6
  • МБДОУ "Калинка"
  • МБДОУ "Солнышко"
  • МБДОУ "Аленка"
  • МБДОУ "Капитошка"
  • МБДОУ "Росинка"
  • МБДОУ "Вишенка"
  • МБДОУ "Катюша"
  • МБДОУ "Одуванчик"
  • МБДОУ "Сибирячок"
  • МБДОУ "Теремок"
  • МБДОУ "Тополек"
  • МБДОУ "Березка"
  • СЮТ
  • ДПиШ
  • МОУ СОШ №1
  • МОУ СОШ №2
  • МОУ СОШ №3
  • МОУ СОШ №4
  • МОУ СОШ №7
  • МОУ СОШ №8
  • МОУ СОШ №9
  • МОУ СОШ №11
  • МОУ СОШ №14
  • МОУ СОШ №17
  • 662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. К. Маркса, д. 22а
    телефон  8 (39155) 7-02-22
    e-mail: kolosok_24@mail.ru
    662024 Конструктор сайтов - uCoz | Конструктор сайтов - uCoz