Туристские прогулки в детском саду. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма - является двигательная активность в пределах оптимальных величин. Туристская прогулка - форма организации туристской деятельности, предполагающая кратковременное (3-6 часов) пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками (элементарное ориентирование на местности, преодоление полосы препятствий). Экскурсии и прогулки за пределы детского сада, предусматривают в основном реализацию познавательных и воспитательных задач и включают физические упражнения, поэтому я их провожу уже с детьми 3-4 лет. Дети старшего дошкольного возраста отличаются довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием организации более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природе. Разные виды туристских прогулок несут разные функции…. Они оказывают оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Я использую с детьми ходьбу, передвижение на велосипеде, на лыжах, которые способствуют совершенствованию выносливости. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формированием механизмов эффективной защиты от сердечнососудистых заболеваний. Туристские прогулки как средство оздоровления я рекомендую практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Универсальность еще и в том, что оно всесезонно, вследствие чего мы добились стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ. Наши туристские прогулки в лес, на луг, к реке - это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Положительные эмоции у наших детей (удивление, восторг, радость) - важнейшие факторы оздоровления. Систематическое проведение туристских прогулок позволяет мне регулировать работоспособность детей и избегать психического утомления, которое накапливается за неделю, месяц, сезон. Через дошкольный туризм я решаю не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствую двигательные способности детей, способствую освоению ими простейших туристских умений и навыков. Это особый вид социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, повышения физической тренированности, выносливости организма, познание и общение. На прогулках дети получают знания о краеведении, об ориентировании на местности, о топографических знаках и схемах. У них формируются личностные качества (это выполнение туристских ролей, моделирование педагогических ситуаций). Особое место я уделяю физической подготовке, которая делится на общую физическую подготовку: утренняя гимнастика, подвижные игры, упражнения на прогулке. Особое внимание обращаю на укрепление сводов стопы (ходьба на носках, на внешнем крае стопы, перекатом с пятки на носок, ходьба по ребристой доске, прыжки и т.д.) Специальную физическую подготовку провожу с целью развития выносливости и подготовки детей к длительным динамическим нагрузкам во время туристских прогулок. Хороший эффект дают дозированная ходьба, ежедневные пробежки, подвижные и спортивные игры с бегом и прыжками. С целью специальной технической и тактической подготовке мною проводятся тренировочные мини туристские прогулки продолжительностью в старшей группе 20-25 минут, подготовительной 25-30 минут. Прогулки организуются на участке детского сада или прилегающей территории (парка Победы, стадиона школы №9). На прогулках отрабатываются у детей умения ходить туристским строем с соблюдением дистанции между детьми, двигаться с рюкзаком, следовать заданному маршруту (по карте, легенде). Работу веду по трем направлениям: с педагогами, с родителями, с детьми. Работа по организации туристских прогулок на протяжении всего года входят в план воспитательно-образовательной работы с детьми, где создаются проекты малых и больших троп. Вместе с педагогами заранее определяем маршрут похода, выбираем способы передвижения. Наши маршруты - безопасные, с наименьшими переходами дорог, с удобными для привала местами, с которыми воспитатели хорошо знакомы. Мною составляется сценарий похода, программный материал для которого подбираю в соответствии с оздоровительными и познавательными задачами. Также изготавливаю разнообразные атрибуты (плакаты, эмблемы и т. д.) Работу с родителями провожу в форме коллективных обсуждений и принятия решений. Родители откликаются на обращение помочь подготовить ребенка к туристской прогулке и принять непосредственное участие в их проведении. Информирую родителей о начале и содержании данной работы, даю советы по поддержанию единых требований к режиму дня ребенка (особенно в выходные дни), по проведению закаливающих мероприятий, подбору обуви, одежды и головного убора, питанию детей. Перед туристкой прогулкой я распределяю обязанности между всеми участниками похода, включая родителей. Необходимо спланировать содержание и методику подготовительной педагогической работы с детьми, поэтому я осуществляю необходимую психологическую подготовку детей, провожу познавательные занятия, тематические игры, беседы, в которых дети делятся впечатлениями, полученными от походов, поездок с родителями на отдых, рассматривают фотографии. Вместе с педагогом по ИЗО организовываем игровые занятия по лепке из пластилина, рельефных основ (возвышенностей, впадин), рисование отдельных деревьев, леса, реки. На занятиях тренирую детей быстро и правильно укладывать рюкзак, переносить его. Провожу тренировочные мини – походы, в которых дети учатся преодолевать естественные препятствия (бревно, спуск, подъем). Закрепляются правила пешехода (пересечение проезжей части). Дети старшей группы овладевают простейшими топографическими знаками: графическими изображениями дорожек, тропинок, построек, отдельно стоящих деревьев, и т.д. Хороший образовательный эффект дают подобранные мною, дидактические игры, кроссворды, загадки направленные на безопасное поведение в природе и во время движения по улице. Через туристские прогулки я реализую следующие направления: физкультурно-оздоровительное, социально-коммуникативное, эмоционально-психологическое, эстетическое. Я считаю, что дошкольный туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. |