"В гостях у писателя С.Я. Маршака"
Цель: обобщить знания детей о писателе, его
произведениях. Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения,
отгадывать загадки. Развивать артистические способности детей. Воспитывать
интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.
Оборудование: книги
С. Я. Маршака, иллюстрации к его произведениям, шапочки кота, волка, лягушки,
мышки, петуха и ежа. Портрет С.
Я. Маршака.
Подготовительная работа: чтение
детям произведений Маршака, разучивание наизусть отрывков из стихотворений
«Терем-теремок», «Усатый-полосатый» и инсценировка их.
Ход
занятия:
Сегодня
мы с вами отправимся в гости к писателю и поэту С. Я. Маршаку. Взгляните на его
портрет. (Показ.) Он прожил долгую жизнь - 77 лет. Его книги знаете вы, знали
ваши папы, мамы и даже бабушки и дедушки. С детства всем известны его стихи про
веселого пуделя, глупого мышонка, рассерженную барыню, которая сдавала багаж,
рассеянного гражданина и многих других. Сейчас дети нашей группы выступят перед
нами. А мы посмотрим, послушаем и вспомним названия этих произведений.
1)
Стала девочка учить котенка говорить:
Котик,
скажи: мя-чик.
А
он говорит: мяу!
Скажи:
ло-шаль.
А он говорит: мяу!
-
Скажи: э-лек-три-че-ство.
А он
говорит: мяу-мяу!
Все
"мяу" да "мяу"! Вот какой глупый котенок!
2) Это что за теремок?
Из трубы идет дымок.
Видно, варится обед,
Есть тут звери или нет?..
Кто, кто
В
теремочке живет?
Кто,
кто
В
невысоком живет?
(Лягушка)
Я,
лягушка- квакушка.
(Мышка)
Я, мышка-норушка.
(Петушок)
Я,
петушок - золотой гребешок.
(Еж)
Я,
серый ежик -
Ни
головы, ни ножек.
А
ты кто?
(Волк)
А
я - волк.
Зубами
шелк!
Уходи,
зубастый зверь.
Не
ломись ты в нашу дверь!
Крепко
заперт теремок
На
засов и на замок.
~ Из какой сказки эти
герои? Правильно,
«Терем-теремок».
-
А теперь взгляните на эти
иллюстрации. («Кошкин дом».) Узнаете, к какой
сказке или стихотворению они нарисованы? (Дети рассматривают
иллюстрации и отвечают.)
-
Отгадайте, кому из героев сказки «Кошкин дом» принадлежат эти слова:
Да
ведь у нас убогий дом,
Ни печки нет, ни
крыши.
Почти
под небом мы живем,
А
пол прогрызли мыши. (Котенок)
А
мы, ребята, вчетвером.
Авось
починим старый дом.
Я
и печник, и плотник.
И
на мышей охотник! (Кот Василий)
Я буду вам вторая мать.
Умею
сливки я снимать.
Мышей
ловить я буду.
Мыть языком посуду...
Впустите
бедную родню! (Кошка)
Да
я вас, тётя, не гоню!
Хоть у нас и тесно,
Хоть
у нас и скудно.
Но
найти нам место
Для
гостей нетрудно. (Котенок)
Физминутка:
Однажды
старушка
Отправилась
в лес.
(Ходьба на месте)
Приходит обратно,
А пудель
исчез.
(Повороты влево –
вправо с подниманием плеч)
Искала
старушка
Четырнадцать дней,
(Повороты головы влево-вправо покачивание толовой, обхватив ее руками)
А пудель
по комнате
Бегал за
ней.
(Прыжки на
месте, с руками согнутыми перед
грудью)
А знаете
ли вы, что Самуил Яковлевич Маршак перевел для детей много
песенок разных народов. Оказывается, Маршак учился в Англии,
в Лондонском университете и много ездил по стране. Во время этих
поездок он и узнавал разные английские потешки, прибаутки. Мы с вами не смогли бы
их прочитать, потому что еще не знаем английского языка. Но Маршак перевел их
для нас на русский язык. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
«Робин -
Боббин».
(читает стихотворение)
«Разговор»
Тётя
Трот и кошка
Сели
у окошка,
Сели
рядом вечерком.
Поболтать немножко.
"Трот спросила: - Кис-кис-кис.
Ты
ловить умеешь крыс?
-
Мурр,- сказала кошка,
Помолчав немножко.
Вот эту потешку («Разговор») мы с вами выучим наизусть. (Разучивание.)
А
еще С. Я. Маршак сочинял для детей загадки. Попробуйте их отгадать.
Что
такое перед нами:
Две оглобли за
ушами.
Па
глазах но колесу
И сиделка на носу?
(Очки)
Бьют его рукой и палкой.
Никому
его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч)
Принялась она за дело.
Завизжала
и запела.
Ела,
ела
Дуб,
дуб,
Поломала
Зуб, зуб.
(Пила)
Держусь
я только на ходу.
А если
стану, упаду.
(Велосипед)
Еще
Маршак писал для детей книги-подписи к
картинкам. (Показ таких книг ) По этим книгам дети могут учиться. Подумайте, чему можно научиться
но книге «Детки в клетке», «Круглый год», «Разноцветная
книга», «Лесная книга»?
Самуил
Яковлевич писал стихи не только для детей, но и о самих детях.
«Попрошайка»
(читает стихотворение)
«Жадина»
(читает стихотворение)
Заканчивается
занятие экскурсией по выставке книг С. Я. Маршака.