Целью моей педагогической деятельности
является использование русского народного фольклора и театрализованной
деятельности как наиболее эффективное средство для развития речи и речевого
общения детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели решаю
следующие задачи: -
создать
банк методический пособий для
ознакомление малышей с русским народным фольклором; -
создать
условия для адаптации малышей к детскому саду; -
разработать
модель по использованию русского народного фольклора и театрализованной
деятельности в повседневной жизни детей.
Младший дошкольный возраст наиболее
продуктивен для овладения речи и ознакомления с окружающим, так как дети
данного периода проявляют интерес к малым формам детского фольклора. Поэтому
особое внимание уделяю ознакомлению детей с различными жанрами художественной
литературы (малые формы фольклора, сказки, рассказы, стихи) с использованием иллюстраций и
театрализации, так как дети двух-трех лет воспринимают текст или предмет только
с конкретной картинкой или игровым сюжетом.
Для сотрудничества и преемственности было организовано и проведено
родительское собрание «Стиль жизни - сотрудничество». На начальном этапе
родители оказали большую помощь в изготовление атрибутов, игрушек для театра. А
так же они прислушивались к советам, о том что нужно больше читать детям сказок и заучивать
стихи, потешки, прибаутки.
Лучшему пониманию сказок, стихов помогает
инсценирование с помощью движений, игрушек, настольного театра. Показ сказок
начинаю с настольного театра. На глазах у детей разыгрываю действия, а малыши
перемещают фигурки - персонажи .когда сказка разыграна, и только после этого
дети перемещаются на ковер и подгруппой изображают персонажей произведения.
Очень интересно детям действовать с куклами-конусами. Так же использую
фланелеграф. Вместе с детьми разыгрываю сюжеты потешек, инсценировки с использованием песенок и сказок («Курочка
Ряба», «Теремок», «Репка»), потешек («Гуси», «Киска»).
Моделируя художественный текст через сцену
игры, обогащаю у детей словарный запас, учу соотносить слово с движениям, с
мимикой, жестом и взглядом.
В результате у воспитанников наблюдается
следующая динамика.
Таблица №1
Развитие речи
младшего дошкольного возраста
Критерии
|
Начало года
|
Конец года
|
Общается со взрослыми и детьми, используя речь и
неречевые средства общения (мимика, жесты, выразительные движения, позы,
взгляд)
|
31%
|
64%
|
Способен слушать художественный текст и активно
реагировать на его содержание. Отвечает на элементарные вопросы по содержанию
иллюстраций.
|
43%
|
85%
|
Проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах
для малышей. Узнает героев известных ему литературных произведений и
сопереживает им.
|
52%
|
100%
|
Ребенок формируется в деятельности:
чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение,
труд – вот основные ступени развития ребенка. Игра выполняет роль доброй, умной
наставницы – труженицы. Игра - путь к познанию мира, познанию ребенком самого
себя, своих возможностей, способностей. Дети в игре присматриваются друг к
другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не
проявляют взаимные симпатии.
В работе с детьми раннего возраста
предпочтение отдаю театрализованной деятельности. Малыши охотно изображают
различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, щенят, цыплят,
маленьких козлят и т. п.. С детьми играю
в несложные игры «Прятки», «Кот и мыши», «Курица - хохлатка» и т.д.. Использую
различные образные (игровые) упражнения имитационного характера, введение
элементарных игр-драматизаций, игр-перевоплощений при ведущей роли педагога. Для
театрализованной деятельности применяю все виды театра: настольный, стендовый
(фланелеграф, теневой театр), кукольный как за ширмой, так и без нее
(пальчиковый, перчаточный, марионеток). Это позволило моим воспитанникам быстро
адаптироваться к детскому саду, что видно на гистограмме.
Гистограмма № 1
Адаптация детей раннего возраста к
детскому саду.
1. Владеют ситуативно-деловым общением и
элементарно сотрудничают со взрослым.
2. Проявляют инициативность, потребность
в самостоятельности, независимость.
3. Верит в свои возможности.
4. В общении со сверстниками
эмоциональны.
Для всестороннего развития детей
широко использую русский народный фольклор и театрализованную деятельность в
повседневной жизни малышей с этой целью разработала модель «Русский народный
фольклор и театрализованная деятельность в повседневной жизни детей раннего
возраста».
Модель № 1
Русский народный фольклор и
театрализованная деятельность в повседневной жизни детей раннего возраста
Все это способствует получению высоких
результатов развития малышей в разных образовательных областях.
Таблица № 2
Динамика развития детей раннего
возраста
Критерии
|
Начало года
|
Конец года
|
Социально-личностное
развитие
|
Нед.уровень
|
Дост. уровень
|
Позновательно-речевое
развитие
|
Нед.уровень
|
Дост.уровень
|
Физическое
развитие
|
Нед.уровень.
|
Дост.уровень
|
Художественно-эстетическое
развитие
|
Нед.уровень
|
Дост.уровень
|
Приложение 1
Непосредственно
образовательная деятельность.
«Курочка Ряба».
Сказочница:
Здравствуйте, мои дорогие,
И маленькие и большие!
Вижу, как расселись
малыши,
До чего же хороши!
Молодцы!
А сейчас поднимайте
глазки,
Поставьте ровно ножки,
Похлопайте в ладошки!
Так хорошо хлопали в ладошки, что к
нам в гости сказка пришла «Курочка Ряба».
Сказочница: Жили-были дед да баба. И была у них
курочка Ряба. Сидят они в избе и разговаривают.
Дед: Баба, а баба, посмотри-ка, не снесла
ли наша курочка Ряба яичко.
Баба: Сейчас посмотрю, снесла курочка
яичко! Ой! Да оно не простое –золотое! Я положу его на стол.
Дед: Положи. Попробую-ка я его разбить.
Никак не бьется!
Баба: Давай я попробую! Тоже никак не
бьется!
Сказочница: Дед с бабкой били-стучали-никак
яичко разбить не могли. Тут вдруг выбежала мышка и говорит деду с бабой.
Мышка: Пи-пи-пи! Хвостиком вильну ,
хвостиком махну!
Сказочница: Прыгнула мышка на стол , махнула
хвостиком, упало яичко на пол и разбилось.
Мышка: Пи-пи-пи! Ах! Я его разбила!
Дед
и баба вместе: Оно разбилось!
Сказочница:
Мышка убежала. Плачет дед, плачет баба. А курочка Ряба их
успокаивает-кудахчет.
Курочка
Ряба: Куд-куда! Куд-куда! Не плачь ,
дед. Не плачь, баба! Я снесу вам другое яичко- не золотое, а простое!
Сказочница:
снесла курочка простое яичко. Обрадовались дед с бабой. Стали курочку
Рябу хвалить.
Дед
и баба вместе: молодец, курочка Ряба!
Сказочница:
Тут и сказке конец!
Сказочница:
А теперь хочу я с вами поиграть.в игру «Курочка-хохлатка»
Я буду курочка.
Курочка по
двору ходит,
Цыпляток водит,
Хохолок раздувает
Малых
деток потешает.
А вы будете
цыплятками.
Ах какие дружные цыплятки
Любят
гулять.
Свежую травку щипать.
А у нас, еще
есть кот – Илья.
Включается музыка. цыплята и курочка
гуляют. А кот – спит.
Педагог проговаривает текст,
одновременно показывает действия.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко-ко-ко !
Не ходите далеко.
На скамейке у дорожки,
Улеглась и дремлет кошка,
Кошка глазки открывает.
И цыпляток догоняет.
Приложение 2
Режимные
моменты.
Потешки, используемые при умывании:.
Чистая водичка.
Моет Ване личико,
Танечке- ладошки,
Пальчики- Антошке.
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Ай лады, лады, лады,
Не полеваны сады.
Надо садик поливать,
Наших деток умывать.
Приложение 3
Подвижная
игра « Кот и мыши»
Встали мыши в хоровод
А на печке дремлет кот,
Тише мыши не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот,
Разобьет ваш хоровод. |